Информация

Тюнинг. Снижаем трение

Каждому школьнику известно, что энергия, выделяемая в двигателе, расходуется не только на полезную работу, но и на преодоление сил трения (поршень – цилиндр, коленвал – коренные подшипники, передачи КПП и т.д. и т.п.). На каждой паре трения потери составляют от 2 до 5%, что в сумме может дать до 30% потерь на трение. Треть мощности двигателя тратится впустую!

Как снизить эти потери? Вроде бы очень просто – нанести на поверхность деталей материал с низким коэффициентом трения. Легко сказать! Нанести такие покрытия в процессе изготовления технически сложно. К тому же при обкатке они могут сработаться. Оказалось, что проще и эффективнее ввести материалы, снижающие трение, непосредственно в работающие узлы и механизмы через смазывающие материалы.

Условно эти материалы можно разделить на два типа: модифицирующие поверхность и образующие новый слой с качественно другими свойствами.

К первому типу можно отнести такие присадки, как «ER», «Премьера», «Фемом» и др. Их особенность в том, что они всегда должны присутствовать в масле. Поменял масло – залил присадки снова. Если не залить – эффекта не будет. Поэтому я называю их «наркотиками для автомобиля и автолюбителя».

Второй тип присадок вводится также через смазочные материалы. При смене масла образовавшийся благодаря им слой не исчезает и служит 50 000 – 100 000 км. К этому типу относятся «ХАДО», «Форсан», тефлонирующая добавка «Форрум» и недавно появившийся на российском рынке на базе геологического тонкодисперсного материала (ГТМ) добавка «RUTEC Reanimator» (Российские технологии восстановления), которая становится все более и более популярной.

Николай Котов,
инженер-физик, кандидат химических наук

Rambler's Top100
ГлавнаяСтатьиАвтокаталогДоска объявленийНовостиКарта сайта